воскресенье, 18 января 2015 г.

Консультация для родителей на тему: "Воспитание доброты к природе".

Трудно привести к добру нравоучениями - легко примером.
Сенека
Против всего можно устоять, но не против доброты.
Ж.Ж. Руссо

    Добрый вечер, уважаемые родители. сегодня мы собрались, чтобы поговорить о наших детях и о проблемах, которые нас волнуют.
     Мы живем с вами в непростое время. Нестабильность общества. Расслоение его на бедных и богатых. Экраны телевизора забиты фильмами об убийстве, жестокости, насилии. У многих взрослых на первом плане стоит задача найти средства к существованию и выжить. Однако несмотря ни на что мы должны воспитать их правильно, а это сложная и ответственная задача, которая целиком ложится на плечи родителей, (так как семье принадлежит ведущая роль в развитии и воспитании ребенка), а уж потом педагогов.
     В воспитании характера все важно и нельзя пренебрегать даже самой малостью. Каждый из нас стремится воспитать своего малыша ласковым, честным, добрым. Доброта должна лежать в основе нравственного воспитания.

    Что такое доброта?
    "Доброта" - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим, - говорится в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова.
     Быть добрым к каждому деревцу, к каждому кустику - значит, быть добрым человеком.
     Доброта и доброжелательность - эти два понятия очень связаны. если у человека есть эти качества, то он всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым. в одной из педагогических заповедей В.А. Сухомлинский говорил, что первые прикосновения ума и чувств ребенка к окружающему миру должны быть нежными и ласковыми. Доброта и еще раз доброта - это тончайшие и могучие корешки, которые питают дерево детской радости, радости нежного прикосновения к живому и красивому. Маленький человек должен любить живое, ведь только доброта открывает ребенку радость взаимопонимания. "Научите маленького ребенка ощущать, а потом и понимать, что добро только тогда добро, когда от него не плачут люди", - писал В.А. Сухомлинский.
      Доброта делает человека воспитанным. "Смелые - всегда добрые", - эти мудрые слова А.М. Горького еще раз говорят о том, что человек, воспитанный высоконравственным, должен быть добрым.
     Ребенок от природы добр. Детская жестокость, которую мы иногда наблюдаем у ребят, явление не типичное, а скорее всего патология, или же непонимание ребенком, что такое больно. Как часто дети просто так ломают ветки, нанося "боль" дереву, и не задумываются при этом, что они делают ему больно. Как часто дети бросают камни в пруд, реку, и никто не останавливает их. Они загрязняют воду, а ведь в водоеме обитает много разных живых существ.
      Да, добру надо учить.

    Как Вы думаете, что значит, учить детей добру? Как этому учить?
     Воспитание доброты связано с пробуждением в ребенке сострадания, сопереживания в горе, беде и умении радоваться и сопереживать успеху другого как своему собственному.
     Ребенок должен приходить к этому не через порицания или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства. Действенное, искреннее проявление любви взрослого к ребенку побуждает его к проявлению добрых чувств в общении с окружающими - это важное условие воспитания доброты.
      Общение с природой также пробуждает доброту, отзывчивость, чувство ответственности за другую жизнь, например, за жизнь животных, растений.
       Не потому ли восхищают и трогают нас восходы и закаты, камушки на морском берегу, красавицы березы, во всем этом мы неосознанно чувствуем что-то родное? Прекрасное в природе означает для человека любимое. Мною любимое - значит родное. А любимое, дорогое необходимо охранять и защищать.
    Азбука доброты постигается ребенком ежедневно через его мысли, чувства, дела и поступки.
       Недаром как величайшая мудрость передается от века к веку непреложная истина: хорошо воспитать ребенка - значит научить его любить и оберегать землю отцов, возделывать ее во имя будущего.
       Любовь к Родине - великое чувство, в котором слиты воедино и чувство родного дома, и чувство матери, и чувство родной природы.
       С раннего детства ребенок должен каждый раз радостно переживать встречу с новым временем года и делать для себя при этом новые открытия, пополняя знания о природе, замечать краски и звуки, испытывая при этом наслаждение. Задача родителей заключается в том, чтобы сделать пребывание на природе насущной потребностью, законом жизни для всей семьи. Каждая встреча с природой должна оставаться в памяти как огромная радость и большое эстетическое наслаждение.
ВОСПИТАНИЕ ДОБРОТЫ К ПРИРОДЕ.
   Научить любви к живому - значит обезопасить ребенка от возникновения эгоизма, черствости, безразличия к чужой судьбе.
      Однако следует помнить, что в семьях, где нет любви и взаимопонимания, где не уважается личность ребенка, где ребенок слышит постоянные окрики, подвергается несправедливым наказаниям, сердце его ожесточается, и он пытается выместить свою обиду на слабых и беззащитных. Вот так появляются дети, способные мучить и обижать малышей, обирать слабых. И совершив однажды безнравственный поступок, ребенок стремится утвердиться в среде себе подобных сверстников, приближаясь быстрыми шагами к преступлению против норм и законов.
      Поэтому еще раз обращаем ваше внимание на роль семьи в воспитании ребенка. 
      Поднимите руку у кого дома есть животные или птицы?
     Да, это очень хорошо, когда в семье живут наши братья меньшие. Они оказывают "незримую" психологическую помощь: расширяют круг общения, компенсируют одиночество, снимают эмоциональное напряжение, дают положительные эмоции. Возможность поиграть и поговорить, погладить животное необходима детям, особенно когда взрослые постоянно заняты. Через взаимодействие с ними у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать окружающих, качества, которые необходимы для успешного общения.
    Стремление иметь животных естественно. Но на сегодняшний день существует и другая проблема животных. Дети часто просят приобрести для них кошечку или собачку. Да, на природе, на даче животные не помеха. Но если Вы твердо знаете, что не возьмете его осенью в свою квартиру, найдите в себе силы отказать малышу сразу. Не только с точки зрения экологического воспитания, но и прежде всего с позиции нравственного воспитания нет ничего хуже, чем выбросить за порог привыкшее к домашнему теплу животное, которое успело подружиться с ребенком. Помимо отрицательных сторон этого поступка это еще и урок вседозволенности по отношению к природе, преподанный вами ребенку. Поступая так, вы даете повод ребенку вести себя по отношению к природе безответственно полагая, что мы, люди, важнее всяких наших меньших братьев. результаты такого поведения сегодня уже налицо.
    Особое внимание надо уделить такому вопросу, как искоренение в некоторых детях стремления мучить животных, истреблять их, нанося вред природе.
     Писатель Ю. Яковлев говорил: "Если человек жесток к собакам, он жесток и к людям. Я хочу, чтоб собака сделала человека лучше, добрей. я хочу, чтобы собака сослужила ему еще одну добрую службу - помогла разбудить в юных сердцах великое чувство гуманизма, доброты, любви ко всему живому".
     К.Г, Паустовский писал: "Единственные живые существа на земле,которые умирают от разлуки с человеком, это собаки. Не знаю, как вы, а я испытываю величайшую нежность к собакам за их ласковость, за бурные проявления радости и обиды. Любите собак. Не давайте их никому в обиду. Они ответят вам троекратной любовью".
     Для приобретения опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации. Например, ребята нашли в лесу маленького ежика и принесли его домой.
     Хорошо ли это для ежа?
     Да, человек не сможет выкормить ежика, и он погибнет. Животные в природе не потерянные и не брошенные. У них своя жизнь. Никто, кроме родителей, не создает им условий для роста и развития. Ежика надо отпустить.
       Научившись сочувствовать животным и беречь их, дети начинают проявлять доброту и заботу к своим сверстникам, родителям.
      Пусть это малые дела, но не со временем они превратятся в большие и добрые. 
      Помните. дети очень восприимчивы, они верят в истинность всего, чему их учат. Поэтому в воспитании нельзя упускать ни одной минуты, ни одного дня. Воспитание доброты должно быть системным и постоянным для родителей.

 СОВЕТУЕМ,
 если ребенок проявляет по отношению к животным


                   жестокость                                                                       равнодушие
Цель воспитания - не навреди                                        Цель воспитания - заинтересованность

1. Прочитать книги о природе В.Бианки,                1. Вырастить дома комнатное растение, 
Е. Чарушина, К.Паустовского, М.Пришвина       например, в подарок бабушке и зарисовать его
2. Если нет дома животного, завести и вместе       2. Приобрести игрушку-образ животного и         ухаживать за ним                                                    обыграть ее
3. Оказывать вместе с ребенком помощь                3. Замечать интересное в природе и 
животным на улице                                                   приобщать ребенка к своим наблюдения
4. Подкармливать птиц


Решения консультации
  1. Сделать пребывание на природе насущней потребностью, законом жизни всей семьи.
  2. Завести дома комнатное растение, животное. привлекать ребенка к уходу за ними.
  3. Практическими делами оказывать помощь природе. Включиться в зимнюю подкормку птиц.
  4. Поощрять детей за добрые дела в природе.
Памятка для родителей по воспитанию доброты
  1. Любите своего ребенка. ласково называйте его по имени.
  2. Помните, природа - наш главный педагог. Чаще бывайте с ребенком на природе.
  3. Имейте в семье животное или растения. Поручайте заботу о них детям.
  4. Учите детей правильному общению с живыми существами.
  5. Доведите до сознания ребенка, что что измятая травка, сорванный цветок - живые, от грубого и жестокого отношения им больного.
  6. Учите детей не причинять живому зла, помогать всему живому.
  7. Создавайте ситуации, зовущие к добру и состраданию.
  8. Поощряйте детей за сочувствие и оказание помощи тем, кто в этом нуждается.
  9. Учите исправлять свои ошибки.
  10. Учите не словами, а делом оказывать помощь природе, например, подкармливать зимующих птиц, залечить рану на стволе дерева.
  11. Не унижать своего ребенка и не обсуждать его поступки при других.
  12. Придумывайте вместе с детьми сказки, рассказы о доброте.
  13. Используйте положительные примеры из детской литературы при воспитании ребенка.
  14. Разучите пословицы
Добрые дела целыми веками живут.
Доброе дело веками помнится.
Доброму везде добро.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Добро помни, а зло забывай.





























      

Комментариев нет:

Отправить комментарий